Группа компаний «STEP-BY-STEP»
русскийenglishhomee-mail
Маркетинг Брендинг Call Center Консалтинг Аналитика
         
Новости

25.07.2022

Фудшеринг: что это, и нужен ли он?

Фудше́ринг — это практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истёкшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. 

Фудшеринг зародился как способ предотвращения образования пищевых отходов в Германии и является проявлением экономики совместного потребления. 

Расскажем о некоторых проектах, получивших развитие: 
  • Сервис Tabete из Японии предлагает еду со скидкой более чем в 600 барах, ресторанах и пекарнях Токио. Он пережил настоящий бум популярности во время карантина, когда объем предложения более чем удвоился с февраля по март. Приложение позволило пользователям поддержать любимые заведения, а бизнесу компенсировать потери от отсутствия в Токио туристов и закрытия торговых залов. 
  • После объединения с сервисом lebensmittelretten.de, на немецкой платформе foodsharing.de появилась возможность делиться едой с другими людьми и сотрудничать с магазинами и супермаркетами. С тех пор предложение резко выросло и количество пользователей сервиса увеличилось более чем в четыре раза. 
  • Сервис Olio из Великобритании позволяет размещать и искать объявления не только с едой, но и с другими, в том числе hand made, товарами. За счет удобного приложения, целой экосистемы и партнерства со многими локальными производителями, Olio стал наиболее популярным фудшеринг сервисом в США и Великобритании. 


Источник: Sharecity


Ежегодно в России образуется около 17 млн т пищевых отходов (объем, эквивалентный годовому рациону 30 млн взрослых человек, а это больше, чем официальное количество россиян, живущих за чертой бедности (около 20 млн человек)). Если добавить потери, образующиеся в цепочке поставок, включая сельхозпроизводство, переработку, логистику и хранение, общий объем потерь — 42 млн т в год. 

Помимо гуманитарной стороны вопроса, утилизация такого количества мусора чревата последствиями и для окружающей среды. Сейчас в России нет онлайн-платформы, которая завоевала бы рынок, как когда-то это сделал в Европе сервис Olio, насчитывающий 2.3 млн пользователей. 

Однако, в стране есть фонд продовольствия «Русь», распределяющий значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций по всей стране. С фондом сотрудничает около 20 разных НКО в 57 регионах России. 
Проект foodsharing.ru объединил активистов идеей спасения продуктов питания и предотвращения образования пищевых отходов. Волонтеры забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом foosdsharing.ru, и распределяют среди заинтересованных. В сообществе проекта около 50 тыс. человек. 
Мобильные приложения продают еду из кафе и ресторанов со скидкой 50-80%. Среди наиболее популярных в Москве и Петербурге — EatMe, LastBox, DoggyBag и другие. 
Существуют группы в «ВКонтакте», где пользователи делятся оставшейся едой друг с другом. Самая многочисленная из этих групп — петербургская «Отдам еду даром», которая объединяет более 69 тыс. пользователей. Также сравнительно крупные группы (более тыс. участников) существуют в Петрозаводске, Набережных Челнах и Архангельске. 

Несмотря на такое разнообразие, все фудшеринг-сервисы, работающие сегодня в России, спасают только 7 тыс. т еды. Это менее половины процента пищевых отходов. 

Анализируя состав пищевых отходов, можно выделить топ-3 категорий продуктов питания, дающих наибольший объем: 
  • Зерновые продукты (хлебобулочные и макаронные изделия, мука) занимают первое место в пищевых отходах домохозяйств (62%) и третье место в пищевых отходах оптовых и розничных компаний (12%). 
  • Молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, сыр, творог) – наоборот, лидеры в оптово-розничных отходах (47%) и № 5 в отходах потребления (5%). 
  • Картофель замыкает тройку: 15% в потребительских отходах и 11% в производственных отходах. 

Полное устранение потерь только в этих 3-х категориях позволило бы сократить долю пищевых отходов в домохозяйствах на 82%, а в оптово-розничных отходах – на 70%. 



Пищевые отходы по категориям продуктов 
Источник: ТИАР-Центр 

Недавно Минпромторг поддержал идею раздачи бесплатных продуктов с истекающим сроком годности. Проект предполагает, что торговые сети смогут бесплатно передавать нуждающимся продукты с истекающим сроком годности. Однако, речь идет только о еде, которая пригодна к употреблению, имеет нужные сертификаты качества и соответствуют действующему регулированию. «Минпромторг считает целесообразным развивать программу фудшеринга в России. <…> Если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн т продовольствия в год», - сообщают в Минпромторге. 

Важно добавить, что данный вопрос требует проработки и обсуждения с ФНС, так как этот вид операций нужно освободить от НДС, дело в том, что сейчас ритейлу выгоднее списать товары и утилизировать их, чем передать продукцию на благотворительность. 

Как другие государства регулирует этот вопрос? Во Франции существует законодательный запрет на выброс пригодной к употреблению еды. В Орегоне, США, запрещено выбрасывать любые пищевые отходы. Испанская некоммерческая организация Prosalus, разработавшая фудшеринг-сервис Yonodesperdicio, помимо прочего занимается публикацией образовательных материалов, проведением лекций, мастер-классов и вебинаров по переработке отходов, уделяя особое внимание просвещению в школах и университетах при поддержке государства. Правительство Канады осуществляет широкую поддержку фудшеринга в лице ассоциации, объединяющей продовольственные банки, благотворительные и некоммерческие организации, занимающееся фудшерингом и предотвращением пищевых потерь. 



Материал написан на основании следующих источников: 
Википедия; https://milknet.ru/news/minpromtorg-poddergal-ideyu-razdachi-besplatnih-produktov-437728; https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f7ae8d79a7947d0cef61d7c; https://tiarcenter.com/foodsharing/

Приглашаем всех друзей присоединиться к нашим сообществам:
https://vk.com/club164978024 
https://t.me/step_by_step_marketing

Возврат к списку

29.09.2022

26.09.2022

22.09.2022

19.09.2022

15.09.2022

12.09.2022

08.09.2022

05.09.2022

23.08.2022

22.08.2022

18.08.2022

15.08.2022

12.08.2022

10.08.2022

05.08.2022

Архив Новостей
home Карта сайта

125009, Москва
Брюсов переулок,
д. 11, стр. 1, офис 208а
WhatsApp и многоканальный телефон: +7 (495) 109-07-79

 

Информация для СМИ | Карта сайта | Пользовательское соглашение