Кабинетные исследования, или Desk Research - один из видов маркетинговых исследований, основанный на сборе вторичной информации.
Кабинетные исследования позволяют решить задачи следующего характера:
- Составить общее представление о ситуации на рынке
- Обозначить тенденции и перспективы развития рынка
- Провести конкурентный анализ
- Выявить структуру рынка
- Выявить основные каналы сбыта и продвижения продукции
- Установить объем и емкость рынка
- Провести анализ ценовой политики на рынке
- Обозначить ключевые аспекты дальнейшего исследования рынка с использованием качественных и количественных методов (фокус-групп, глубинных интервью, количественных опросов и т.д.).
Существует несколько видов кабинетного исследования:
- Разведочное исследование (экспресс-экспертиза) - направлено на изучение структур рынка, выявление пустующих ниш, выделение и изучение основных сегментов потребителей, получение оценочной емкости и объемов рынка. Данный тип исследований используется, прежде всего, инвесторами для оценки привлекательности рынка, а так же для включения в предварительный бизнес-план полученных в ходе исследования данных.
- Углубленное исследование - позволяет получить более точные оценки объемов рынка, объемов продаж, конкурентов на рынке, структуры их продаж, долей торговых марок, потребителей на рынке - то есть тех показателей, которые в полном объеме позволяют охарактеризовать исследуемый рынок. Данный вид исследования предполагает использование аналитических методов и необходим прежде всего, действующим компаниям для разработки детальной маркетинговой стратегии и тактики.
При проведении кабинетных исследований используются следующие виды вторичной информации:
Внутренняя информация: получаемая внутри организации, для которой проводится исследование рынка. Основные каналы получения внутренней информации:
- Профайлы конкурентов
- Данные об основных клиентах
- Данные об изучаемой продукции или услугах
- Сведения об объемах продаж компании, дифференцированные по:
- видам продукции,
- регионам,
- типам клиентов
Внешняя информация: получаемая из источников, находящихся вне организации.
- Средства массовой информации: печатные и электронных СМИ: периодика, журналы, общенациональные, местные СМИ, правительственные публикации, специальные издания.
- Административные документы: законы, поправки к законам, положения, данные органов статистической отчетности, НИИ, министерств, ведомств.
- Опубликованные отчеты исследовательских и информационных агентств
- Базы данных
- Анализ документов
- Контент - анализ данных
- Текстовый анализ
- Содержательный анализ
Кабинетные исследования позволяют с минимальными затратами времени и денежных средств провести исследование рынка. Однако возможен более масштабный вариант кабинетного исследования, когда оно заменяет весь комплекс маркетинговых исследований: цена и временные затраты при этом соответственно возрастают.
В качестве резюме обозначим комплекс работ, проводимых МА Step by Step в рамках кабинетного исследования:
- поисковые работы в различных источниках информации
- преобразование полученной информации, в соответствии с собственными методиками и ноу-хау
- формирование выводов и предложений