01.07.2022

Летний отпуск: планы и возможности россиян

Изменение геополитической ситуации, санкции и приостановка авиасообщения России с рядом стран в целом незначительно отразились на отпускных планах наших соотечественников – 37% жителей страны планируют взять отпуск этим летом.

Для 16% его оптимальная продолжительность - две недели, для каждого десятого - месяц (10%). Краткосрочный отпуск длиной в неделю или, напротив, слишком длительный (больше месяца) менее предпочтителен для граждан: его берут заметно реже (6% и 5% соответственно). Достаточно выходных дней для восстановления сил 17% россиян.
Согласно исследованию Euromonitor International, на российских туристов приходится 1% мировых расходов на путешествия - в 2021 году эта цифра составила $9,1 млрд. Вероятно, теперь большинство россиян будут вновь тратить деньги внутри страны и приносить прибыль отечественным курортам.
По оценкам Ростуризма, внутренний турпоток в РФ летом 2022 года составит примерно 30–31 млн человек, в том числе 8 млн туристов отправятся в южные регионы страны.
Тем не менее, самыми популярными заграничными курортами для россиян этим летом стали Турция (42%), Египет (33%) и ОАЭ (31%). Каждый третий готов потратить на такую поездку более 200 тыс. рублей.
Отдыхать летом дома в этом году будут половина россиян (52%). За городом, на даче или садовом участке — 39%. Поездку в другой город или село России намерены совершить 14% - максимальное значение с 2018 года.

Наиболее привлекательными направлениями внутреннего туризма в этом году стали Москва и Санкт-Петербург / Ленинградская область (10% и 15% соответственно). На Черноморское побережье Кавказа планируют поехать 12%, в Крым — 9%. Меньшей популярностью пользуется отдых за границей (за пределами бывшего СССР) - 7% и в других местах на территории бывшего СССР (кроме Прибалтики) - 3%.
Спрос на услуги туристических агентств в последние годы находится на стабильно низком уровне: организовывать отпуск граждане предпочитают самостоятельно без обращения в агентства (94%).
Каждый пятый поедет в отпуск с одним или двумя членами семьи — 19% и 21% соответственно. Семейный отдых вчетвером и впятером планируют провести 15%. Каждый десятый проведет отпуск в компании пяти и более домочадцев (11%).

Туристические поездки по России становятся все более востребованными. Почти каждый второй за последние пять лет хотя бы раз проводил отпуск в других регионах России (48%, +6 п.п. за год): каждый третий совершал туристические поездки по стране неоднократно (33%), 15% — единожды. Наибольший интерес к внутреннему туризму демонстрируют молодые люди 18–34 лет (18–24 лет — 59%, 25–34 лет — 60%) и жители обеих столиц (71%).

Крым — самое востребованное туристическое направление внутри страны. При возможности полуостров посетили бы четверть россиян (24%, 2021 г. — 29%). В Краснодарский край отправились бы 17%, среди молодежи 25–34 лет — вдвое больше (33%). В пятерку лидеров также вошли Байкал (14%), Алтай (13%) и Сочи (11%).

По словам участников туррынка, альтернативой пляжному отдыху на курортах Черного моря может стать Дагестан. В компании PEGAS Touristik рассказали, что в 2022 году зафиксирован рост бронирований туров с вылетом в Махачкалу, как из Москвы, так и из регионов (Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург). Дагестан может предложить разнообразные возможности для отдыха: пляжный, экскурсионный и горный туризм. Также направление подойдет для поездки всей семьей

Каковы опасения россиян по поводу летнего отдыха? 61,1% от всех упоминаний о проблемах относится к Республике Крым.
Топ-3 наиболее распространенных опасения россиян в этом году:
«страшно ехать» (41% связывают свои страхи с военными действиями в приграничных регионах),
проблемы с перелетами. Действующие и потенциальные закрытия аэропортов на юге России, отмена и перенос рейсов также влияют на выбор направления у 19% россиян.
высокие цены на отдых ограничивают в выборе 19%.

Другая проблема, которая волнует россиян – качество курортов в России: люди в целом негативно оценивают такую перспективу, отмечают плохой сервис, общее состояние инфраструктуры курортных комплексов («всё осталось, как в советские времена»)

Накопленный отложенный спрос в сочетании со всё ещё низким качеством туристической инфраструктуры и сервиса должен привлечь на рынок новых игроков. Вероятно, это будут девелоперы, для которых, во-первых, в текущих условиях как никогда важна диверсификация, а, во-вторых, с накопленным в строительной отрасли опытом им будет достаточно просто интегрироваться именно в развитие туристических объектов. Переход на туристический рынок игроков из сферы девелопмента должен «встряхнуть» рынок отелей за счёт появления сильных команд с иной экспертизой. Это шанс для обновления туристического рынка страны и появления качественных проектов и достойного сервиса на этом рынке.

Статья написана на основании следующих источников:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/leto-2022-puteshestvuem-po-rossii
https://secretmag.ru/zhizn/otpusk.htm
https://lenta.ru/news/2022/04/13/sea/
https://76.ru/text/world/2022/05/28/71366567/
https://yandex.ru/turbo/newizv.ru/s/article/general/03-06-2022/letniy-otdyh-2022-kakie-napravleniya-vybirayut-rossiyane-v-etom-godu-i-chego-opasayutsya
https://iz.ru/1356004/2022-06-28/samymi-populiarnymi-zagranichnymi-kurortami-dlia-rossiian-stali-turtciia-egipet-i-oae

Возврат к списку