Группа компаний «STEP-BY-STEP»
русскийenglishhomee-mail
Маркетинг Брендинг Call Center Консалтинг Аналитика
         
Новости

14.09.2017

Аналитики ГК Step by Step выступили авторами статьи о российском рынке мясных консервов для издания Foodmarket

Российский рынок мясных консервов можно разделить на 2 крупных сегмента – консервы, производимые только из мяса, и консервы с добавлением овощей, круп и других растительных ингредиентов. Большая часть выпускаемых и продаваемых в России мясных консервов – это мясосодержащие консервы без растительных добавок.

В 2016 году объемы производства мясорастительных консервов сократились на 10,1% до 110 млн условных банок, а мясосодержащих – на 6,7% до 491 млн условных банок. В совокупности это привело к сокращению производства мясных консервов на 7,3% к показателю 2015 года – до 601 млн условных банок.

Во многом изменение ситуации в 2015–2016 годах связано с реализацией программы импортозамещения, в рамках которой при активной поддержке государства сельское хозяйство показывает высокие темпы роста производства, прежде всего, свинины и мяса птицы, по которым Россия уже близка к полному самообеспечению. Это приводит к снижению цен на мясо и, как следствие, к частичному переключению спроса с консервов на свежее, охлажденное или натуральное мясо, а также продукты его переработки. Конкуренцию мясным консервам также составляет активно развивающаяся категория мясных (мясосодержащих) полуфабрикатов.

Рынок мясных консервов в целом повторяет тренд рынка мясосодержащих консервов, поскольку на их долю приходится более 80% производства консервов в России. Рост доли мясорастительных консервов происходит по причине увеличения их разнообразия в ассортименте производителей, а также их более низкой цены по сравнению с мясосодержащими консервами, что является значимым фактором при снижении уровня доходов под влиянием кризиса.

 Наибольший объем производства мясных консервов приходится на Северо-Западный и Центральный федеральные округа, а наименьший – на Дальневосточный ФО. Крымский ФО в 2015–2016 годах до присоединения к Южному ФО мясные консервы не производил. По объемам изготовления мясосодержащих консервов лидирует Северо-Западный ФО, а по производству мясорастительных – Центральный ФО. В 2016 году произошли структурные изменения – Северо-Западный ФО потерял 5,9 п.п. своей структурной доли в производстве мясосодержащих консервов, уступив их Приволжскому и Центральному ФО. При этом в производстве мясорастительных консервов Центральный ФО потерял 5 п.п. в пользу Уральского, Приволжского и Южного ФО.

Розничные продажи мясных консервов в денежном выражении показывают положительную динамику, что связано с ростом потребительских цен и увеличением объемов внутреннего производства до 2014 года. В течение анализируемого периода на мясные консервы приходилось 0,4% от объема всего розничного рынка.

Одной из основных проблем российского рынка мясных консервов является превалирование низкосортной продукции. При этом часто производители обманывают потребителей, указывая на упаковке, что продукт изготовлен по определенному ГОСТу, хотя это не соответствует действительности.

В данный момент на российском рынке мясных консервов наблюдаются следующие тенденции:

  • снижение объемов производства мясосодержащих и мясорастительных консервов за счет смещения спроса со стороны населения в  сторону мяса и мясопродуктов, а также мясных и мясосодержащих полуфабрикатов;
  • рост объема рынка в натуральном и денежном выражении;
  • снижение качества продукции за счет использования более дешевого сырья;
  • высокая доля фальсифицированной продукции;
  • импортозамещение и сокращение импорта мясных консервов;
  • высокая доля государственных закупок в объеме продаж мясных консервов.

В структуре ВЭД в натуральном и стоимостном выражении преобладает импорт. Объемы импорта с 2015–2016 годах сократились почти в 3 раза под влиянием введения санкций и реализации программы импортозамещения.

Согласно государственному реестру, в России зарегистрировано более 1700 компаний, которые специализируются на изготовлении консервированного мяса и птицы. Среди них насчитывается около 450 компаний, активно работающих в отрасли. На данном рынке среди производителей присутствует около 15 крупных игроков.

Основными производителями на рынке мясных консервов являются: ООО «Гипар», ЗАО «Главпродукт», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Мясмолпрод», агропромышленный холдинг «ОВА» и ОАО «Рузком».

Объем потребления мясных консервов с 2009-го до 2015 года на душу населения ежегодно увеличивался: в 2009 году он составлял 1,1 килограмма, а в 2015-м – 1,5 килограмма, или 4 банки консервов весом 350 граммов. В 2016 году потребление упало до 1,4 килограмма на душу населения за счет смещения спроса в сторону мяса, мясопродуктов и мясных (мясосодержащих) полуфабрикатов.

Средняя стоимость мясных консервов по России ежегодно увеличивалась на протяжении последних четырех лет.

Наибольший прирост цен был отмечен в 2015 году – 34,9%, до 111,68 рубля за 350-граммовую банку, что было связано с перестройкой рынка под влиянием кризиса и введения санкций, отразившихся на ценах производителей. Рост себестоимость производства был обусловлен в том числе ростом курсов валют, так как жестяные банки закупаются преимущественно за рубежом. В 2016–2017 годах цены стабилизировались, и темпы прироста упали.

Особое место на российском рынке мясных консервов занимают паштеты, которые пользуются особой популярностью у потребителей как высококалорийный готовый к употреблению продукт, который может выступать в качестве альтернативы мясу и колбасной продукции.

В 2016 году емкость рынка паштетов составила 17 646,74 тонны. При этом собственное производство достигло 17 514,37 тонны, а импорт и экспорт – соответственно, 279,62 и 147,26 тонны. На импорт приходится 1,6% рынка паштетов в натуральном выражении, а на экспорт – 0,8%. В связи с этим можно говорить о том, что условно рынок мясных паштетов равен внутреннему производству, то есть у России практически 100-процентный уровень самообеспечения этой продукцией. Во многом это связано с тем, что отечественная мясная промышленность (в том числе производство мяса птицы и свинины) также практически вышла на уровень самообеспечения за счет поддержки государством после введения санкций. Поэтому в 2016 году после спада в 2015-м российская пищевая промышленность существенно восстановила объем рынка за счет собственного производства.

В 2014–2016 годах происходило изменение географической структуры производства паштетов. В объеме выпуска этой продукции растет доля Центрального ФО. В том числе это происходит за счет усиления активности чешской компании Hame, имеющей в России производство, что позволило ей сохранить продажи после введения санкций.

Объем импорта мясных паштетов на российском рынке незначителен, при этом наибольшая доля поставок в натуральном выражении приходится на Бельгию – 56% (156,94 тонны). На втором месте по объемам импорта располагается Дания с долей в 27% (74,98 тонны), а на третьем – Сербия, доля которой составляет 6% (15,41 тонны).

Что касается экспорта мясных паштетов, то основной объем поставок приходился на Украину (поставки идут в рамках поддержки населения в Луганскую и Донецкую области – Донецк, Луганск, Макеевка, Красный луч и другие), в Туркменистан и Таджикистан.

Более 75% российского экспорта консервированных мясных паштетов в натуральном выражении приходится на долю четырех компаний: ЗАО «Орелпродукт» (35,9%), ЗАО «Хаме Фудс» (15,7%), ООО «Компания «Русский мясной мир» (15,3%) и ЗАО «Лыткаринский мясоперерабатывающий завод» (8,9%).

В 2017–2019 годах ожидается рост объемов производства мясных консервов в России в среднем на 3-5% в год. Рост будет обусловлен следующими факторами:

  •  развитием мясного направления скотоводства;
  •  инвестициями государства в обновление технико-технологической базы предприятий;
  •  продолжающимся курсом на импортозамещение мясной продукции и ростом за счет этого внутреннего производства;
  •  расширением ассортимента предлагаемых производителями мясных консервов.

 Полную версию статьи можно увидеть по ссылке:


Возврат к списку

28.03.2024

19.03.2024

06.03.2024

Архив Новостей
home Карта сайта

125009, Москва
Брюсов переулок,
д. 11, стр. 1, офис 208а
WhatsApp и многоканальный телефон: +7 (495) 109-07-79

 

Информация для СМИ | Карта сайта | Пользовательское соглашение